ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ УКРАИНЫ
DOI:
https://doi.org/10.30857/2413-0117.2018.6.6Ключевые слова:
информационные системы, государственные закупки, государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, субъекты хозяйствованияАннотация
В статье определена сущность информационного обеспечения управления государственными финансами. Приведен перечень субъектов, уполномоченных создавать и обслуживать государственные информационные системы. Рассмотрены системы, которые способствуют формированию информационного обеспечения управления входящими финансовыми потоками государственного бюджета, в частности: «Налоговый блок», «Инспектор», «Электронный чек» (e-Receipt), «ProZorro. Продажи». Охарактеризованы системы, которые содержат информацию о транзакциях Государственной казначейской службы Украины, состоянии использования средств государственного бюджета, а также таких операциях субъектов хозяйствования государственной формы собственности, как «Система публичных электронных закупок ProZorro», «SPENDING» и «Прозрачный бюджет». Выявлено, что благодаря «Автоматизированной системе обработки пенсионной документации на базе компьютерных технологий» и информационной системе «Наша семья» увеличилась степень точности и прозрачности выплат денежных средств из государственных внебюджетных фондов, сократились затраты трудовых ресурсов и времени уполномоченных субъектов управления. Проведенный критический анализ позволил выявить недостатки отдельных государственных информационных систем и их организационных основ, которые негативно влияют на результативность управленческой деятельности. За счет применения метода логического обобщения обоснована необходимость и предложены направления совершенствования организации информационного обеспечения управления государственными финансами Украины. Приоритетным усматривается создание единого информационного портала «Электронное правительство», в который будут интегрированы существующие информационные системы. Это позволит, в частности, устранить дублирование данных, содержащихся в различных информационных системах; обеспечить стандартизацию процессов управления входящими и исходящими потоками государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов; повысить эффективность финансового контроля, в т. ч. ведомственного; повысить уровень доступности общественных благ и услуг; усилить ответственность каждого отдельного уполномоченного субъект управления и ответственных должностных лиц.